«Светофор» готовит публичное размещение акций на сумму свыше 300 миллионов рублей

Акционерное общество «Светофор Групп» приступило к подготовке публичного размещения акций. Ориентировочная стоимость ценных бумаг свыше 300 миллионов рублей. Вырученные средства намереваются использовать для продвижения системы дистанционного обучения правилам дорожного движения.

Один из крупнейших владельцев сети петербургских автошкол «Светофор Групп» в июне – июле 2019 года намерен разместить в секторе РИИ (Рынка инвестиций и инноваций) Мосбиржи 5 миллионов акций. Это составит 22, 3878 % от общего капитала. Информацией поделился с «Деловым Петербургом» гендиректор АО А. Догаев. Он сообщил, что на текущий момент компанию оценивают в 1,6–1,8 миллиардов рублей. Публичное размещение акций позволит привлечь не менее 328,7–362,7 миллионов.

Ранее группа компаний «Светофор» также озвучивала планы размещения на бирже 25% своих ценных бумаг. Однако, по словам гендиректора, препятствием для их осуществления стала низкая рыночная конъюнктура. В 2017 году компания была реорганизована и преобразована в ПАО «Светофор Групп». Акционерами стали действующие собственники, позднее пакет бумаг отошел непосредственно АО.

По мнению Догаева, в настоящее время компания хорошо подготовлена к размещению акций. Показателем этого является постоянно раскрываемая отчетность. Кроме того, в 2018 году «Светофор Групп» в первый раз осуществила выпуск облигационного займа. Это позволило привлечь 50 миллионов рублей.

Продавцами ценных бумаг станут в 2019-м году акционеры, включая само ПАО. По словам гендиректора, доля размещаемых акций из пакета «Светофор Групп» составит порядка 50% от общего объема. Цель SPO (secondary public offering – вторичного публичного размещения) – привлечение дополнительного оборотного капитала. Компания планирует получить порядка 164 миллионов рублей, которые потратит на развитие и продвижение технологий дистанционного обучения ПДД.

Аналитики ПАО подсчитали, что рынок дистанционного образования в стране вырос за 4 года более чем в 2 раза, и тенденции его активного роста сохраняются. Российский рынок, в сегмент которого входит подготовка водителей категорий b2b и b2c, специалисты «Светофор Групп» оценили в 70 миллиардов рублей в год.

В планах компании на ближайшие пять лет – увеличение выручки до 8,4 миллиардов, чистой прибыли – до 6 миллиардов рублей. Количество центров подготовки в 2019-м вырастет с 67 до 228, а число прошедших курсы водителей – с 49 тысяч до 1,6 миллионов в год.

На реализацию амбициозных замыслов компания предполагает направить 832 миллиона рублей. Значительную часть этой суммы руководство планирует взять из полученной прибыли. В 2018-м при выручке 235 миллионов чистая прибыль ПАО составила 28 миллионов рублей.

По мнению экспертов, в случае успеха публичное размещение акций компании станет заслуживающим внимания прецедентом. В. Копосов, начальник отдела анализа финансовых рынков «КИТ Финанс Брокер», отметил, что в секторе РИИ в последние годы не было удачных размещений. Существующие эмитенты переживают кризис, капитализация многих из них снизилась, и часть ценных бумаг была исключена из сектора. Размещение акций «Светофор Групп» можно считать пилотным проектом, так как это первый новый кейс за несколько лет.

Динамика индекса Московской биржи демонстрирует рост интереса к ценным бумагам российских компаний. Однако спрос касается преимущественно акций крупных и наиболее ликвидных предприятий со стабильными показателями доходности – так называемых Blue chips – «голубых фишек». Активность во 2-м эшелоне сравнительно низка, как и доверие к акциям менее известных организаций. Это может стать препятствием для удачного размещения бумаг.

Руководитель аналитического отдела УК «Доходъ» В. Киселев констатировал, что в течение 2018-го года не было зарегистрировано ни одного IPO на Мосбирже. В целом, размещение акций на рынке ценных бумаг в России стало редким явлением. Инвесторы не заинтересованы во вложении средств из-за малой доходности фондового рынка, обусловленной снижением потребительского спроса и застойными явлениями в экономике: отсутствием роста производства, торговли, увеличением безработицы.

За шесть лет отмечено повышение индекса Московской биржи на 75%, однако это связано преимущественно с возрастанием стоимости предприятий-экспортеров, которым снижение рублевого курса сыграло только на руку. В этих условиях работающим на внутреннем рынке небольшим фирмам достаточно сложно привлечь капитал. В течение 2017-го года наблюдается снижение индекса Московской биржи инноваций. Показатель, демонстрирующий динамику сектора РИИ, где намеревается разместить ценные бумаги «Светофор Групп», упал на 15%.